Дом Наметулаева

Дом Наметулаева

Широкое применение каменной арки в народной лезгинской архитектуре не могло не повлиять на лепной глиняный декор саманных жилых домов, основные формы которого часто повторяют каменный арочный декор. В первую очередь это относится к окнам саманных домов, которые, как и окна каменных домов горной зоны, часто обрамляются арочными нишами и поясками. Значительный интерес представляют также штукатурные (глиняные) арочные обрамления окон жилых домов, объединенные между собой в ряды профилированными поясками, продолжающими декоративные лепные арочные архивольты того же профиля.

В жилых домах народные мастера скрывают саманную кладку стен под глиняной штукатуркой; они переносят все свое внимание на художественную обработку деревянных элементов фасада. Однако и в саманном кирпиче имеется еще много неиспользованных конструктивных и художественных возможностей, в чем легко убедиться на примере саманных сараев горной зоны.

Сараи для сена, построенные из самана, по плану и форме близки к каменным сараям горной зоны. По конструкциям они сходны с саманными жилыми домами (их цоколи также сделаны из камня), но по обработке фасадов отличаются от жилых домов. Саманная кладка сараев для сена не обмазывалась снаружи глиной, а оставалась открытой, что и привело их строителей к мысли использовать художественно-декоративные возможности саманного кирпича. Надо отметить, что и в конструктивном отношении саманный кирпич правильно использовался именно в сараях для сена: учитывая его малую прочность при работе на изгиб, народные мастера делали высокие, узкие окна с перемычками в виде ложных сводов или с перемычками, состоящими из двух прислоненных друг к другу саманных кирпичей.

Открытая саманная кладка своей регулярностью, строгой горизонтальностью швов и одинаковыми размерами кирпичей производит определенный художественный эффект. В селении Гоган Докузпаринского района народные мастера-строители сумели очень тонко почувствовать таящиеся в такой кладке художественные возможности. В многочисленных сараях для сена, построенных в этом селении, еще сильнее подчеркнута ритмичность вертикальных и строгая параллельность горизонтальных швов устройством в стенах сараев одного или двух рядов небольших квадратных отверстий высотой в один кирпич, расположенных друг от друга на расстоянии, равном длине крипича.

Сочетая такие горизонтальные ряды небольших проемов (предназначенных для проветривания сена) с более крупными окнами треугольной, ступенчатой или прямоугольной формы, народные мастера создали в селении Гоган интересные по композиции фасады сараев для сена, придающие улицам этого селения своеобразный облик.

 

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто