Мусульманская религия

Мусульманская религия

Гасан Аскадари в своей книге «Асари Дагестан» сообщает, что арабский военоначальник Маслама бен Абдул-Малик построил в первой половине VIII в. ряд мечетей в горном Дагестане, в том числе в лезгинских аулах Кочхюре, Ахтах и Кара-Кюре. А. Гасанов (переводчик этой работы) не согласен с этим утверждением Гасана Алкада-ри. В своих примечаниях он пишет: «Вероятно, кое-где (например, в Дербенте, в предгорьях Кюринского округа, Табасаране, Кайтаге и вообще на плоскости) арабы действительно построили мечети. Но чтобы они в VIII в. могли это сделать в Акуше, в Хун-захе, Кумухе, или даже в Ахтах, этому трудно поверить. Все это они могли сделать на 2 - 3 века позже». Это мнение А. Гасанова подтверждается и некоторыми новыми историческими исследованиями.

Традиции дагестанской архитектуры (в том числе и лезгинской) оказали свое сильное влияние на каноничный для Востока тип здания мечети. Особенно это относится к горным районам, где наглядно видно влияние народного зодчества (и в первую очередь жилища) на архитектуру мечети.

Как уже отмечалось, каждое лезгинское селение имело свою мечеть. В крупных аулах было по несколько мечетей, причем одна из них считалась главной, и перед ней обычно размещалась центральная площадь. Наиболее распространенный тип мечети - это одноэтажное здание с единым внутренним помещением и галереей перед южным фасадом. Примером такой мечети может служить мечеть в селении Касумкент.

Ее внутреннее помещение имеет площадь свыше 100 кв. метров (13X8). Перекрытие мечети поддерживается двумя рядами столбов с фигурными подбалками, на которые опираются основные прогоны сечением 30X23 см. По прогонам уложены рядовые балки (14X12 см). Высота внутренних столбов (вместе с подбалками) - 3,10 м. Мечеть освещается шестью окнами. С южного фасада к ней пристроена галерея, в которую выходят дверь и выступ михраба.

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто