Подпорные стенки в Дагестане

Подпорные стенки в Дагестане

В условиях сильно пересеченной местности и при большом количестве горных рек неотъемлемой частью дорожного строительства в Дагестане является сооружение мостов, в строительстве которых (так же, как и дорог) обязаны были участвовать все жители селений или «вольного общества».

Мосты строили на горных дорогах, где они служили транспортным целям, а также внутри селений, здесь мосты имели большое значение и в обороне аулов. Как отмечалось выше, арочные конструкции в горных районах Дагестана стали широко применяться лишь в XIX в., хотя их появление следует отнести к значительно более раннему периоду. Народные мастера-строители далекого прошлого не применяли для строительства мостов арочные формы.

При сооружении мостов требовалось, как правило, перекрывать глубокие горные ущелья одним пролетом, без промежуточных опор. В Дагестане еще в глубокой древности была выработана оригинальная конструкция деревянного моста, позволяющая перекрывать одним пролетом реки и ущелья шириной до 20 м. Конструкция такого моста состояла из двух встречных консолей и перекинутых между ними балок. Консоли представляли собой сложные сооружения из 5 - 10 рядов толстых бревен, выпущенных друг над другом под углом 20-25° к горизонту. Ряды были разделены между собой поперечными прокладками. Заделка консолей на опорах осуществлялась путем закрепления их в вырытых на берегах ямах, заваленных сверху камнями.

Сейчас таких деревянных мостов сохранилось мало. Однако еще в прошлом веке подавляющее большинство мостов в горных районах Дагестана было деревянными. На одной гравюре XIX в. изображен такой мост в ауле Ахты (через реку Ахты-Чай). Мост имеет значительный пролет (около 15 м) и господствует над прилегающей к нему жилой застройкой. Мост на этом месте существовал и в XVIII в. В относящемся к 1796 г. «Описании южного Дагестана» Ф. Ф. Симоновича говорится, что селение Ахты «лежит по обеим сторонам реки Ахты-Чая, ...посредством моста чрез Ахты-Чай имеет сие место (селение - С. X.) взаимное сообщение». В первой половине XIX в., как сообщает Ф. И. Гене, почти у каждого селения, расположенного в бассейне Самура, имелись «небольшие худо построенные деревянные мостики».

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто