Пропорции комнаты

Пропорции комнаты

Пропорции стен кунацкой во многом зависят от размеров самой комнаты. Характерны в этом отношении пропорции стен комнат наиболее часто встречающихся размеров: 20 - 22 кв. м и 10 - 12 кв. м. Примером первого типа кунацкой с площадью в 22 кв. м может служить уже упоминавшаяся парадная комната дома Мехдиевой в селении Куруш.

Это - один из самых законченных по своему архитектурному решению интерьеров лезгинского жилого дома второй половины XIX в. Размеры этой комнаты в плане 4Х Х5,5 м; ее высота - 2,75 м; пропорции короткой стены 3:4 (полтора квадрата), длинной - 1:2 (два квадрата); если рассматривать пропорции лишь нижней части стен, до карниза, то результаты будут таковы: короткая сторона 1 : 2 (два квадрата), длинная сторона 2 : 5,5 (почти три квадрата). Камин занимает по ширине XU часть короткой стены (его ширина, вместе с обрамлением,-около 1 м).

Пример второго типа кунацкой - парадная комната дома в селении Куруш с площадью в 11 кв. м. Размеры ее в плане 3,8X2,95 м, высота 2,85 м. Общие пропорции стен этой комнаты приблизительно таковы: короткая сторона-1:1 (квадрат), длинная сторона -3:4 (полтора квадрата). Следовательно, пропорции длинной стены кунацкой комнаты меньшего размера - такие же, как пропорции короткой стены комнаты большего размера (дом Мехдиевой).

Говоря об интерьере лезгинского жилого дома второй половины XIX в., нельзя упускать из вида своеобразие убранства комнат. Как уже не раз отмечалось выше, мебели, в обычном понимании этого слова, в дагестанских старых домах, как правило, не было. Именно поэтому народные мастера придавали такое большое значение архитектурному решению интерьера парадной комнаты жилого дома; парадность кунацкой создавалась не богатством обстановки, а отделкой стен, потолков, камина и т. д.

Из предметов домашнего обихода в кунацкой обычно имелись лишь яркие ковры, закрывавшие весь пол, подушки на коврах, постельные принадлежности, сложенные в нишах, и красивая медная и глиняная посуда на полке и в нишах. Вся плоскость стен комнаты оставалась открытой, ее не загораживали ни мебель, ни ковры, которые, кстати, в прошлом никогда не вешались на стену. Поэтому симметричность композиции стен и их архитектурный декор всегда были хорошо видны.

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто