Рисунок орнаментальной розетки

Рисунок орнаментальной розетки

Архитектурный декор Южного Дагестана, в отличие от декора Средней Азии и Закавказья, мало имел закрепленных в монументальных сооружениях древних образцов, а постепенно изменялся вместе с развитием народной архитектуры, в которой, как известно, редко сохраняются постройки более чем вековой давности.

Хотя некоторое влияние на архитектурный декор ряда прилегающих к Азербайджану селений и оказала архитектура соседнего народа (окна типа шебеке, стрельчатые лепные нишки и т. д.), однако в целом до середины XIX в. лезгинская архитектура была глубоко самобытной, в ней нет тенденций эклектики и стилизации.

В конце XIX и начале XX в. в связи с быстрым втягиванием Северного Кавказа в общероссийский капиталистический рынок усилилось проникновение в лезгинские районы Дагестана буржуазной городской культуры. Под влиянием городской культуры в горах появляется мебель, улучшается техника строительства (в частности, техника обработки камня), начинают широко применяться оконное стекло, филенчатые двери и т. д. Влияние городской культуры раньше и сильнее проявилось в зоне нижних предгорий. Но влияние это не затронуло традиционной объемно-пространственной структуры жилого дома.

Общая схема жилого дома нижних предгорий конца XIX и начала XX в. такова: дом - двухэтажный, с несколькими помещениями как в первом, так и во втором этажах, причем схема планировки второго этажа обычно в общих чертах повторяет планировку первого; со стороны южного фасада дом имеет двухэтажную галерею, на которую выходят двери помещений первого и второго этажей, а на северном фасаде часто делается навесной балкон; окна жилых помещений выходят, как правило, на северный и боковые фасады; к галерее (т. е. южному фасаду) пристроен крытый двор с большими запирающимися воротами. Одним из наиболее ранних примеров такого дома является дом Бабаева в селении Гезеркент.

 

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто