Строгая преемственность

Строгая преемственность

В большой работе по отбору всего того лучшего и проверенного практикой, что может быть использовано в типовом проекте, советским архитекторам может помочь богатый опыт народного зодчества, где этот процесс отбора шел многие годы и где были выработаны определенные принципы этого отбора. Народное зодчество - это определенная стадия развития архитектуры, предполагающая наличие целого ряда специфических условий: традиционность, ограниченность узким кругом тем (или форм), коллективность творчества и т. д.

Под народной архитектурой обычно понимают жилые, хозяйственные и другие сельские постройки, созданные народными мастерами-строителями без участия профессиональных архитекторов. Причем в народном зодчестве зачастую заказчик, архитектор, строитель и потребитель не отделены друг от друга. Характерная для народного зодчества строгая преемственность дает возможность его мастерам создавать выдающиеся в художественном отношении произведения, в которых как бы сконцентрированы талант и опыт многих поколений безвестных мастеров.

Труд народного зодчего во многом напоминает работу ремесленника, которая характеризуется усвоением традиций узкого мастерства и постепенным их развитием. Тщательно изучив все приемы, выработанные до него, народный мастер строго придерживается традиции, варьируя эти приемы в очень ограниченных пределах. Поэтому достоинства произведений народной архитектуры меньше, чем в профессиональной архитектуре, зависят от степени одаренности того или иного мастера и в значительной степени определяются принципами создания художественного образа, характерными для народной архитектуры.

Основное в этих принципах - это конструктивная или функциональная обусловленность практически всех архитектурно-художественных элементов (за исключением чисто символических). В подлинно народном зодчестве, как правило, отсутствуют элементы стилизации, которая в профессиональной архитектуре проявляется в стремлении использовать из опыта прошлого не только общие творческие принципы и композиционные закономерности, но и сами архитектурные формы, возникшие на иной функционально-конструктивной основе.

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто