Полноценное восприятие эстетических качеств

Полноценное восприятие эстетических качеств

Выше уже говорилось о том, что композиция интерьера кунацкой рассчитана на точку зрения сидящего на полу человека. Однако, чтобы полноценно воспринимать такой интерьер, совсем недостаточно просто сесть на пол. Необходимо, чтобы воспринимающий ощущал естественность своей позы, т. е. чтобы он привык сидеть на полу.

Но городскому человеку мешают и привычка ощущать пол как поверхность, по которой только ходят, и целый ряд ассоциаций, связанных с назначением отдельных элементов оборудования жилых комнат. Так, часто в интерьерах кунацких лезгинских домов, где все осталось по-старому, стоит у стены стол, на котором лежат книги, стоит приемник и т. д., а стульев в комнате нет, так как сидят (и едят) все равно на полу. И вот в таком помещении, где единственной мебелью является стол, городскому человеку, привыкшему смотреть на стол сверху, трудно непринужденно чувствовать себя, сидя на полу, так как все время помнишь, что за столом обычно сидят И что находишься где-то ниже воображаемой плоскости, делящей комнату на «низ» и «верх». Местные же жители не ощущают такого неудобства.

Другой пример. В городском строительстве архитектор, стремясь придать особую монументальность зданию, часто облицовывает его фасад «рваным» естественным камнем. Такое здание в городе зрительно производит впечатление монументальности и повышенной прочности по сравнению со зданиями, стены которых имеют обычную гладкую облицовку. Поэтому многим впервые попавшим в горные районы Дагестана, как правило, жилые дома, сложенные из необработанного камня, кажутся более «монументальными», они производят впечатление более «крепких» по сравнению с домами из тесанного камня. Но на горцев дом из необработанного камня отнюдь не производит впечатления монументального и тем более крепкого. Они знают, что кладка его стен не отличается большой прочностью, так как камни не подогнаны один к другому и связаны лишь глиняным раствором. Наоборот, дом из тесанного камня, который городскому жителю кажется чем-то «нетипичным» для аула, для горца наоборот представляется олицетворением прочности и монументальности.

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто